svg

Строим дороги жизни

    ЕВРОПЕЙСКИЙ ЗИМНИК

    Новости / 27.01.2017

    В ряде европейских странах автотрассы с низкой интенсивностью движения зимой содержат под снежным накатом. Например, в Финляндии разрешается эксплуатация автомобильных дорог под накатом при интенсивности движения менее 3000 автомобилей в сутки. Общая протяженность финской дорожной сети составляет 78 тысяч километров дорог и 90% из них содержатся под накатом.

    Такой метод подходит не для всех регионов России. Обязательными условиями образования снежного наката являются стабильные погодные условия в зимний период времени с устойчивыми отрицательными температурами и большим количеством осадков, невысокая интенсивность движения. Удмуртия практически идеально вписывается в эти критерии по погодным условиям, да дорог с низкой интенсивностью у нас предостаточно.

    До 1 января 2016 г. на территории России дороги чистились до асфальта, независимо от интенсивности движения и прочих обстоятельств – таковы были требования по эксплуатационному состоянию дорог.

    Положительный опыт соседей

    Первыми в России экспериментальную практику содержания дорог под уплотнённым снежным накатом (УСП) применили в Республике Татарстан. Был разработан собственный Стандарт организации «Содержание автомобильных дорог регионального значения с малой интенсивностью движения под снежным накатом в Республике Татарстан». В зимний период 2011 – 2012 годов, по согласованию с ГИБДД республики 100 километров автодороги регионального значения содержались под накатом. Проведенный Казанским государственным университетом анализ эффективности содержания автомобильных дорог под накатом показал, что зимнее содержание одного километра дороги на 44 процента дешевле, чем содержание одного километра дороги по традиционной технологии, то есть без наката. Средства, высвобождающиеся на заготовке соли и песка, были направлены на ремонт асфальтобетонных покрытий.

    Изучив опыт Татарстана, «Росавтодор» в зимний период 2013 – 2014 гг.  дал добро на проведение подобного эксперимента  на участке км 1408 – км 1592 автодороги Р-21 «Кола» в Мурманской области. Были получены положительные результаты. Так, анализ аварийности на указанном участке за период декабрь 2013 – февраль 2014гг. показал, что общее количество ДТП, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего зимнего сезона снизилось на 25%. Снизилась и тяжесть последствий.

    Дали свою положительную оценку и экологи. Большое количество соли оказывает негативное влияние на окружающую среду, приводит к коррозии кузова автомобиля. При содержании дороги в снежном накате, как показали результаты, проведенного на трассе Р-21 «Кола» эксперимента, использование реагентов сократилось до 60%.

    Снежный покров на дороге позволил увеличить срок службы асфальтобетонного покрытия за счет обеспечения теплоизоляции и сокращения количества переходов через ноль (именно такие температурные колебания особенно разрушительны и опасны для дорог). Кроме того, плотненный снежный покров обеспечивает сохранность автомобильной дороги за счет снижения износа дорожного покрытия от влияния зимних шин, оснащенных шипами. В результате, как показывает опыт эксплуатации автодорог под УСП в европейских и скандинавских странах, до 30% уменьшаются затраты на ремонт и содержание.

    С 1 января 2016 года вступил в силу новый межгосударственный ГОСТ 33181–2014 по содержанию дорог в зимний период «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания», разрешающий содержание дорог под уплотненным снежным накатом на трассах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей в сутки и дорогах с покрытием из щебня, на всей территории России.

    Зимник в современном исполнении

    Создание уплотнённого снежного наката может происходить естественным путём, под действием колёс проходящего транспорта, с последующим профилированием автогрейдером (через 1–2 суток). Другой способ создания УСП – во время патрульной снегоочистки, с одновременным профилированием комбинированными дорожными машинами (КДМ). Профилирование проводится после каждого продолжительного и интенсивного снегопада для предупреждения образования колей и неровностей. Во избежание скольжения на уплотненном покрове зимняя дорога отсыпается противогололедными материалами (песком, щебнем и пр.).

    Европейские законы для большегрузов

    Эксперты подчеркивают, что во многих европейских странах автотрассы с низкой интенсивностью движения уже долгие годы содержатся под снежным накатом. При этом, обязательным является наличие шипованных колес у автотранспортных средств и использование цепей противоскольжения для большегрузного транспорта. В России же пока в этой области действует правовой вакуум. Необходимо установить четкие правила безопасного движения грузового автотранспорта зимой: ввести ограничения на движение грузовых автомобилей на летней резине в зимний период, обязать владельцев большегрузов использовать зимние шины. Сегодня многие водители грузовиков ведут себя безответственно и своим безрассудством ставят других людей в сложное положение. Очень часто на наших дорогах создаются пробки именно гружеными большегрузами на летней резине.  Все стоят и ждут когда приедет тяжелая техника дорожников и бесплатно поможет дальнобойщику одолеть подъем.  

    Между тем за рубежом неисправные автомобили просто убирают с проезжей части, а уже потом вызывают подмогу. Причем услуги буксировки платные. Возможно, аналогичную практику резонно внедрить и в нашей стране. Дорожно-эксплуатационные предприятия могли бы оказывать цивилизованные сервисные услуги и выписывать автомобилистам счет по твердым расценкам – ведь транспортные предприятия несут существенные издержки.