svg

Строим дороги жизни

    ЗИМА ПО НОВОМУ ГОСТУ

    Новости / 11.12.2018

    Стандарт разрабатывался Российским дорожным научно-исследовательским институтом (РосдорНИИ) по заказу Росавтодора. Документ пришел на смену старому ГОСТу 25-летней давности, который давно потерял актуальность и нуждался в уточнении. Новый ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», включает некоторые изменения, касающиеся содержания автодорог в зимний период.

    В частности, ГОСТом допускается наличие уплотнённого снежного покрова УСП (или, как часто называют этот тип дорожного покрытия автомобилисты, наката) толщиной от 3 до 8 см в период зимнего содержания дорог. Речь идет о легализации практики применения «зимников» в Сибири и Якутии. УСП можно будет применять с ограничением скорости до 60 км/ч и только на дорогах с низкой интенсивностью движения (до 1,5 тыс. машин в сутки). Такая норма введена с учетом опыта ряда российских регионов и стран запада: это позволит снизить затраты на зимнее содержание.

    ОПЫТ СОСЕДЕЙ

    Первыми в России экспериментальную практику содержания дорог под уплотнённым снежным накатом (УСП) применили в Республике Татарстан. Был разработан собственный Стандарт организации «Содержание автомобильных дорог регионального значения с малой интенсивностью движения под снежным накатом в Республике Татарстан». В зимний период 2011 – 2012 годов, по согласованию с ГИБДД республики 100 километров автодороги регионального значения содержались под накатом. Проведенный Казанским государственным университетом анализ эффективности содержания автомобильных дорог под накатом показал, что зимнее содержание одного километра дороги на 44 процента дешевле, чем содержание одного километра дороги по традиционной технологии, то есть без наката. Средства, высвобождающиеся на заготовке соли и песка, были направлены на ремонт асфальтобетонных покрытий.

    Изучив опыт Татарстана, «Росавтодор» в зимний период 2013 – 2014 гг.  дал добро на проведение подобного эксперимента  на участке км 1408 – км 1592 автодороги Р-21 «Кола» в Мурманской области. Были получены положительные результаты. Так, анализ аварийности на указанном участке за период декабрь 2013 – февраль 2014гг. показал, что общее количество ДТП, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего зимнего сезона снизилось на 25%. Снизилась и тяжесть последствий.

    Дали свою положительную оценку и экологи. Большое количество соли оказывает негативное влияние на окружающую среду, приводит к коррозии кузова автомобиля. При содержании дороги в снежном накате, как показали результаты, проведенного на трассе Р-21 «Кола» эксперимента, использование реагентов сократилось до 60%.

    Снежный покров на дороге позволил увеличить срок службы асфальтобетонного покрытия за счет обеспечения теплоизоляции и сокращения количества переходов через ноль (именно такие температурные колебания особенно разрушительны и опасны для дорог). Кроме того, плотненный снежный покров обеспечивает сохранность автомобильной дороги за счет снижения износа дорожного покрытия от влияния зимних шин, оснащенных шипами. В результате, как показывает опыт эксплуатации автодорог под УСП в европейских и скандинавских странах, до 30% уменьшаются затраты на ремонт и содержание.

    В новом документе введено понятие «момент обнаружения зимней скользкости» — дата и время поступления информации об образовании гололеда с метеостанций «или из других источников». Введены описания рыхлого, талого снега, стекловидного льда, гололеда, уплотненного снега и снежного наката. Описаны требования к состоянию тротуаров, пешеходных дорожек, проходов на мостах: слой рыхлого снега на них толщиной более 5 см должны убрать в течение суток.

    ДОРОЖНЫЕ ДЕФЕКТЫ

    Изменена классификация и сроки устранения дорожных дефектов. По действующему стандарту допустимый (не требующий срочного ремонта) размер выбоины или просадки — 15 см в длину, 5 см в глубину и 60 см в ширину. Все, что больше, должно быть устранено в срок от 5 до 10 суток. В соответствии с новыми правилами повреждение покрытия длиной от 15 см, глубиной от 5 см и площадью от 0,06 кв. метров должно быть устранено в срок от 1 до 12 дней (зависит от категории дороги). Если выбоина или пролом меньше, то время на ремонт составит от 5 до 20 суток. На устранение «волны» на асфальте отводится 5-12 суток, «гребенки» — 10-14 суток, колеи — 5-14 суток.